ЕГЭ. Обществознание. Конституция РФ. Статьи 71-72. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ.
В заданиях ЕГЭ часто бывают вопросы, связанные с разграничением полномочий между РФ и её субъектами. Статьи 71 и 72 Конституции РФ посвящены тому, что находится в ведении РФ, а что в совместном ведении с субъектами. Вспомним эти статьи, на ряде примеров посмотрим, как выполнять задания , связанные с данной темой.
Статья 71. В ведении РФ находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(13);
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
Статья 72.В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
- Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Как легко запомнить данный материал?
Помните, что есть вопросы ,которые могут находиться только в ведении РФ. Среди них наиболее важные:
- Изменение Конституции РФ
- Конституционные и федеральные законы
- Правовые основы всех сторон жизни общества
- Оборона страны
- Денежная система
- Границы субъектов РФ
- Государственные награды РФ и другие.
В совместном же ведение находятся те вопросы, которые должны решаться конкретно на местах, с учётом местных проблем, но с опорой на федеральные законы.
Среди них наиболее важные:
- Владение собственностью, ресурсами, находящимися на территории субъектов
- Образование, здравоохранение, спорт. культура
- Организация органов государственной власти и местного самоуправления и др.
Подсказка: в совместном ведении находятся те вопросы, которые должны решаться именно на местах, но с опорой на федеральные законы.
Примеры заданий на ЕГЭ по данной теме
Пример № 1.
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) федеральные налоги и сборы
В) оборона и безопасность
Г) разграничение государственной собственности
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Пример № 2
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) кадры судебных и правоохранительных органов
B) внешняя политика и международные отношения РФ
Г) денежная эмиссия
Д) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Пример № 3
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации
B) установление правовых основ единого рынка
Г) установление общих принципов организации системы органов
Д) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Пример № 4
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства
B) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование
Г) разграничение государственной собственности
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Пример № 5
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) установление правовых основ единого рынка
B) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами
Г) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Категории
Содержание
- 1 Категоризация
- 1.1 Добавление статьи в категорию
- 1.2 Общие положения
- 1.3 Для статей
- 1.4 Страница категории
- 1.5 Для подкатегорий
Категоризация
— это процесс структирования схожих статей по темам. Категории (наряду со списками, обзорными шаблонами и др.) помогают читателям находить информацию, даже в тех случаях, когда они не знают, как искомая тема называется, или сомневаются в том, что она вообще присутствует в Википедии. Сами категории внешне представляют из себя оглавления, где их содержание отсортировано по алфавиту.
Добавление статьи в категорию
Статья из любого пространства имён может быть включена в любую категорию путём добавления тега-ссылки на страницу категории, образованного добавлением к имени категории ключевого слова Категория:, например:
Это соответствует ссылке на соответствующую страницу категории, располагающуюся в пространстве имён категорий.
Страница может быть внесена больше чем в одну категорию — нужно просто добавить несколько тегов. При просмотре отредактированной страницы эти ссылки отображаются не в основном тексте, а на полях страницы, в позиции, жёстко заданной используемым скином (внизу при использовании Monobook, справа вверху — при использовании Standart). В противоположность автоматической сортировке списков категорий (см. ниже), список категорий на странице располагается в порядке следования соответствующих тегов.
Изображение добавляется в категорию при внесении её страницы описания.
Общие положения
Категории как один из ключевых способов организации информации в Энциклопедии следует добавлять ко всем типам страниц, которые представлены в Википедии, но при этом есть некоторые ограничения по форме и обьему категоризации.
Для статей
Статьи являются основным продуктом работы Энциклопедии, и грамотная категоризация очень важна для них. Наличие хотя бы одной категории в статье обязательно, по нескольким причинам: во-первых, это чуть ли не единственный способ найти информацию, не зная, как называется искомая статья, во-вторых, это значительно ускоряет внесение статьи в индекс поисковых систем, что опять увеливает доступность статьи для читателей, ну и в-третьих, категоризация сама по себе — очень удобный способ структурирования информации.
При этом есть определенные ограничения на количество категорий, в которые может быть внесена статья. Следует использовать наиболее конкретные категории. Если статья подходит по смыслу для категории А и её подкатегории Б, то её, как правило, следует включать только в Б. Исключением может быть тот случай, когда статья значима и для всей категории А (как правило, это обзорные статьи).
Страница категории
Страница категории содержит текст описания, который может быть отредактирован так же, как и любая другая страница; однако при просмотре страницы на ней также отображаются автоматически создаваемые, упорядоченные по алфавиту списки ссылок на все присутствующие в ней страницы и подкатегории.
Новые категории могут быть итак же, как и обычные страницы.Однако при просмотре к ним в конец будут добавлены автоматически создаваемые списки. Вы можете внести страницу в категорию путём добавления «[[Категория:Имя категории]]» в её исходный текст.
Страница категории содержит:
- текст описания, который может быть отредактирован;
- список подкатегорий и их количество; если подкатегории отсутствуют, то данный раздел не отображается;
- список страниц, включенных в данную категорию, кроме подкатегорий и изображений; их количество, называемое «числом статей»; если категория пуста, то отображается заголовок и строка «Категория пуста»
- список изображений с картинками предпросмотра (подсчёт количества не ведётся); если имя изображения длиннее 20 символов, оно обрезается и дополняется троеточием; в отличие от второй и третьей секции, рубрикации по первым буквам имени не происходит; также отсутствует подзаголовок, отделяющий этот раздел от раздела статей.
Для подкатегорий
Если страница, внесённая в категорию, сама является категорией, она образует подкатегорию.
Например, вы можете редактировать Категория:Альпинизм и добавить в неё ссылку на Категория:Горы. Категория «Альпинизм» станет подкатегорией категории «Горы».
Если для статей основополагающее правило «если что-то существенное в статье относится к теме такой-то категории, то статью следует поставить в эту категорию», то для подкатегорий правила несколько иные.
Подкатегории следует подбирать так, чтобы во всём дереве каждой категории не было ни одной статьи, которая к ней не относится. Таким образом, категория А может стать подкатегорией в категории Б только в том случае, если все её статьи и подкатегории всех уровней не выходят за рамки категории Б.
Возможна ситуация, когда две категории пересекаются, имеют общую область. В таких случаях бывает удобно создать категорию, объединяющую область их наложения. Например, Категория:Альпинизм и Категория:Скалолазание могут иметь много общих статей, но нельзя помещать ни одну из них в другую. Вместо этого логично создать Категория:горы, которую поместить в обе исходные категории, и все статьи из пересекающихся областей помещать в эту гибридную категорию.
Содержимое доступно в соответствии с GNU Free Documentation License.
Можно пользоваться разделом справки в википедии. Эта информация актуальна и для нашей энциклопедии, поскольку мы основываемся на схожих принципах и идентичном программном обеспечении.
Статьи в категории Все статьи
Кража — определение данного понятия, что это такое
Определение понятия Кража — это противоправное деяние, похищение ценностей, информации, вещей, совершенное лицом из корыстных побуждений, а именно: тайное изъятие чужого имущества с определенной целью. Уголовное право выделяет четыре признака.
Где и как проверить правильность начисления пенсии: особенности расчета
Бывают ли ошибки в начислениях? Пенсионеры и инвалиды относятся к социально уязвимым категориям населения. Социальную защищенность таких лиц гарантирует государство. Пересчет и пересмотр пенсий – явление нередкое, при этом никто не застрахован от.
Кто такой юрист и чем он занимается?
Кто такой юрист и что он делает Грамотный юрист это специалист в области права, хорошо знающий действующее законодательство и умеющий применять на практике все нормативные акты. Любая организация нуждается в квалифицированном юристе, который следит.
Как оформить дом и землю в собственность без документов в деревне?
Зачем регистрировать дом Нетрудно понять, почему собственники не спешат с регистрацией построенного дома: оформленная недвижимость облагается налогом. Пока ни один закон России не констатирует, что регистрация права собственности является.
Оформление инвалидности в 2020 году: с чего начать, какие документы нужны?
Законодательное регулирование По законодательству оформление возможно при наличии определенного заболевания, которое входит в специальный перечень. Но на практике используются дополнительные критерии, которые устанавливают возможность перевода.
Как перевести деньги в Крым: банки и системы платежей
Особенности денежных переводов в Крым Следует напомнить, что большинство банков Украины прекратили обслуживать жителей Крыма после событий 2014 года, и следовательно осуществлять перевод денег в Крым из России. На территории полуострова были закрыты.
Изменения в правилах перехода на пенсию умершего супруга в России в 2020 году
Право на дополнительные пенсионные выплаты Обратите внимание Право на получение пенсии по утрате кормильца закреплен в ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г., согласно которому воспользоваться этим правом могут находящиеся на его.
Как переоформить земельный участок на родственника?
Правовое регулирование Процедура передачи права на землю регламентируется несколькими правовыми актами. Для того чтобы правильно оформить документы, нужно изучить нормы: Земельного кодекса РФ; Гражданского кодекса РФ; ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ.
Суд с больницей: можно ли потребовать компенсаций от больницы за некачественные медицинские услуги
Что такое врачебная ошибка? Итак, что в российском законодательстве понимается под термином «врачебная ошибка»? С юридической точки зрения такая ошибка — это незлоумышленное деяние врача (или другого медицинского работника), которое привело либо к.
Военный билет после 27 лет: как производится его выдача
Что такое военная служба по призыву Любого гражданина России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет могут призвать на военную службу на один год. В течение этого года он научится обращаться с оружием и получит воинскую специальность. Такая система.
Как получить военный билет законно: что нужно делать, сроки выдачи
Что такое военный билет? Военный билет относится к военно-учетным документам. Он выдается всем, кто отслужил в армии, прошел обучение на военной кафедре или был зачислен в запас вооруженных сил по состоянию своего здоровья. Кроме того, военный.
Где получить полис обязательного медицинского страхования (ОМС)
Что такое полис ОМС? Система единого медицинского страхования создана государством для поддержки здоровья граждан и их лечения в случае заболеваний. Страховка ОМС позволяет любому жителю РФ независимо от его статуса, доходов и возраста получить.
Как получить от государства 260 000 рублей: пошаговая инструкция
Что закреплено в законодательстве При покупке недвижимости любой гражданин Российской Федерации имеет право получить 260000 рублей в виде налогового вычета. Для этого необходимо написать заявление в территориальное отделение федеральной налоговой.
Земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства: риски и преимущества
Законодательное регулирование Земельный кодекс классифицирует семь категорий участков на основании разрешенного способа их использования: поселения; наделы сельхозназначения; промышленные зоны; особо охраняемые территории; леса; водные участки;.
Полис ОМС и его оформление для иностранных граждан в РФ
Полис ОМС: что это, для чего понадобится и как выглядит Полис обязательного медицинского страхования – документ, доказывающий наличие страховки, а, следовательно, гарантирующий своевременное оказание помощи. Понадобиться зарубежным гражданам он.
Сумма ущерба для возбуждения уголовного дела в 2020 году
Общие понятия Особо крупный и крупный размер по УК РФ может быть причинен из-за преступных действий должностных лиц, обычных граждан или организованных бандитских групп. Криминальный кодекс РФ содержит информацию обо всех возможных преступных.
Как получить путевку пенсионеру в санаторий бесплатно?
Как получить бесплатную путевку в санаторий Если вы решили пойти санаторно-курортное лечение или реабилитацию в здравнице по полису ОМС, то начинать вам нужно с районной поликлиники. 1.Запишитесь на прием к участковому терапевту. Если вы недавно.
Исполнение решений по земельным спорам
Почему важно уточнить границы участка? Владельцы земельных участков, границы которых не установлены, часто сталкиваются с проблемами захвата их территории, и как следствие к земельным спорам и судебным разбирательствам. Кроме того, к собственникам.
Где и как получить социальную карту москвича: быстрое оформление
Что такое карта москвича и какие возможности она дает? Данные документ совмещает в себе ряд полезных функций. Во-первых карта москвича — это полноценная банковская карта, которой можно расплачиваться и на которую поступают переводы, пособия.
Как оплатить налог на имущество без квитанции
Что за платеж? О каком платеже идет речь? Это первый вопрос, на котором следует заострить свое внимание. Ведь налоги в России могут быть разными. И далеко не всем приходят те или иные квитанции. Налог на квартиру — это то же самое, что и.
Порядок свидания в СИЗО: как проходят, кому разрешены
Законные положения Родственникам обвиняемых и подозреваемых, содержащихся в следственных изоляторах, следует знать, как получить свидание с осуждённым в СИЗО. Порядок и правила свиданий с заключёнными, находящимися в следственных изоляторах.
Как оплатить транспортный налог, если не пришла квитанция
Немного о транспортном налоге Транспортный налог и его сущность раскрыты в Налоговом Кодексе, что позволяет утверждать: основным нормативным документом в данном вопросе является именно он. Но ТН относится к региональным сборам, а поэтому местные.
Кадастровая стоимость дома: инструкция, расчет цены и способы получения справки
Что такое кадастровая оценка и как её проводят Этим занимаются бюджетные учреждения, которые создаются специально для этой цели в каждом регионе. Раньше оценка велась по правилам Закона «Об оценочной деятельности», но в 2016 году приняли Закон «О.
Временная прописка ребёнка для школы: нужна ли при поступлении
Варианты временной прописки несовершеннолетнего ребёнка Жизненные ситуации, связанные с миграцией, заставили законодателей предусмотреть процедуру регистрации разных вариантов временной прописки ребёнка. Временная регистрация несовершеннолетнего.
Где можно получить СНИЛС на ребенка: возможные способы и нужные документы
Что такое СНИЛС и в каких случаях его нужно делать ребенку? СНИЛС – свидетельство, наличие которого подтверждает, что сведения о конкретном физическом лице внесены в базу данных пенсионного страхования. Каждый зарегистрированный имеет собственный.
Присвоение адреса объекту: правила, подача заявки и документов
Когда требуется присвоение адреса Присвоение адреса объекту недвижимости должно производиться при оформлении его государственной регистрации. Оно необходимо и в тех случаях, если при регистрации адрес присвоен не был, либо был аннулирован на.
Пособие на ребенка до 18 лет: условия для прекращения выплаты и необходимые документы
Суть пособия Выплаты на детей регулируются законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ. В нём регламентированы общеизвестные пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет и декретные выплаты. Наравне с ними есть менее известные.
Договор купли продажи дома с земельным участком под материнский капитал
Особенности использования маткапитала на покупку недвижимости Реализация материнского капитала на приобретение частного жилого дома с земельным наделом имеет свои нюансы, регламентируемые Постановлением Правительства РФ. В частности, оно.
Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации
Что такое документ, удостоверяющий личность Каждый день граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства сталкиваются с необходимостью подтвердить свою личность – приходя в банк, регистрируясь на сайте Государственных услуг, получая паспорт или.
Сколько платят инвалидам при получении 2 группы инвалидности в 2020 году
Инвалиды второй группы Инвалидность присваивается человеку только после прохождения медико-социальной экспертизы. Именно там ограничение разделятся на группы: Первая группа – человек не может двигаться и самостоятельно себя обслуживать, а в.
Досудебное урегулирование спора: в гражданском, арбитражном процессе
Досудебное урегулирование споров Досудебным урегулированием спора считаются меры, которые направлены на решение проблемы до обращения в суд. Согласно действующему законодательству, некоторые дела должны обязательно предполагать подобные меры, но не.
Перерасчет пенсии за 40-летний стаж работающим и неработающим пенсионерам
Влияние трудовой выработки Продолжительность трудовой деятельности играет важную роль при расчёте пенсии. Выслуге 40 лет гарантируют прибавку к пенсии. Но это не единственный критерий. На величину социальных выплат оказывает влияние сумма отчислений.
Статья 72 Конституции России
Текст Ст. 72 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год:
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики;
ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение;
ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Комментарий к Ст. 72 Конституции Российской Федерации
1. Эта статья определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Что значит совместное ведение? Это совместная деятельность и ответственность Российской Федерации и ее субъектов за состояние дел в ряде сфер государственной деятельности, которая в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами. Предметы ведения, установленные в ст. 72 Конституции, целесообразно рассматривать по группам, объединяющим близкие по содержанию понятия.
К первой группе предметов совместного ведения следует отнести все то, что направлено на обеспечение единства Российской Федерации и управление ею в интересах всего ее многонационального народа. Это предметы ведения, установленные п. «а», «и», «н», где определяется, что к совместному ведению Федерации и ее субъектов относится прежде всего обеспечение соответствия конституций, уставов и законов, а также иных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам. Естественно, что без такого соответствия основополагающих правовых актов субъектов Федерации правовым актам Федерации нельзя достигнуть равноправия граждан, а следовательно, и единства народов, населяющих нашу страну.
Статьей 72 Конституции предусмотрено совместное установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Эта правовая норма не препятствует возможности установить в каждом субъекте Федерации и даже на каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление, такой системы органов, которая наиболее привычна населению. Но вместе с тем она обязывает учесть и факторы, существенные для всего населения России. К ним относится, например, необходимость поддержания связей с вышестоящими государственными органами, с органами государственной власти соседних территорий, учет потребностей общефедеральных средств связи и путей сообщения. С той же целью п. «и» к совместному ведению отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Без соблюдения этого условия каждый субъект Федерации, будь то крупная область, республика или малонаселенный автономный округ, может оказаться в положении, когда он будет нуждаться в помощи Федерации, а она не сможет ее оказать из-за отсутствия у нее необходимых средств.
Отдельным местностям и даже регионам помощь ее соседей или Федерации в целом нередко бывает необходима при катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях. Именно поэтому к совместному ведению субъектов РФ и самой Российской Федерации отнесены осуществление мер по борьбе с указанными выше явлениями и ликвидация их последствий.
Вторая группа совместных полномочий охватывает защиту прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др. (п. «б», «з», «м»). В реальной жизни права граждан могут быть нарушены в самых различных местах, и защита их возможна в полной мере только тогда, когда в ней участвуют государственные органы всех уровней, как федеральные, так и субъектов РФ.
Третью группу совместного ведения составляют вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий.
О федеральной собственности говорилось в ст. 71 Конституции, где перечислялось то, что отнесено к ведению Российской Федерации. Здесь же речь идет о разграничении государственной собственности на федеральную и субъектов Российской Федерации. Необходимость такого деления обусловлена тем, что до подписания в марте 1992 г. Федеративного договора субъекты Федерации — края, области, республики и т.д. — не имели своей собственности, что серьезно подрывало их возможность самостоятельно решать даже те вопросы, которые формально были отнесены к их компетенции.
Конечно, процедура деления собственности весьма сложна, поскольку надо учитывать, во-первых, вклад в ее создание Федерации в целом и каждого ее субъекта в отдельности и, во-вторых, значение конкретного объекта собственности для экономики субъекта Федерации и Федерации в целом.
Споры об отнесении того или иного объекта к собственности Федерации или ее субъекта — края, области, республики и т.п. — возникали неоднократно. Разрешение таких споров составляет задачу федерального коллизионного права.
Возникает вопрос: нужно ли тратить усилия на деление государственной собственности на федеральную и субъектов Российской Федерации? Можно с уверенностью утверждать, что нужно. Нужно для того, чтобы улучшить управление собственностью, поскольку в результате такого деления собственник стал ближе к своей собственности и получил возможность лучше ее использовать в интересах как жителей Федерации, так и ее субъектов.
Польза близости собственника к объекту собственности особенно очевидна, когда речь идет о земле, недрах, водных и других природных ресурсах. Они находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что Российская Федерация в лице ее высших государственных органов определяет прежде всего общие принципы, формы и методы распоряжения землей, недрами и т.п., но делает это при участии субъектов Федерации. Ведь нельзя не учитывать природных особенностей, свойственных регионам. Одно — калмыцкие степи, а совсем другое — черноземные районы Воронежа.
Четвертая группа предметов совместного ведения охватывает, главным образом, отношения в социально-экономической сфере, которые, очевидно, не могут решаться только на федеральном уровне. Таковы, например, общие вопросы воспитания, образования, науки, спорта, защиты семьи. Их реализация требует хорошего знания и учета местных условий, обычаев и традиций. Другие же вопросы, в частности здравоохранения, должны лишь координироваться Российской Федерацией и ее субъектами.
Пятую группу вопросов, решаемых совместно, составляет административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды (п. «к»).
Завершается п. 1 ст. 72 указанием на то, что к совместному ведению, помимо указанного выше, относятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации и выполнение международных договоров России. Такая запись объясняется тем, что Россия — единое государство, проводящее единую политическую и экономическую линию как при заключении, так и при реализации международных обязательств.
2. Часть 2 ст. 72 конкретизирует содержание гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя», в которой указано, что, во-первых, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов и, во-вторых, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны (п. 1 и 4 ст. 5). Эти правовые нормы — новое в российском конституционном праве. Ведь до принятия Конституции полностью действовал Федеративный договор, составные части которого, в частности договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенные Российской Федерацией с республиками, краями, областями, городами федерального значения, имели весьма существенные различия. Так, например, к совместному ведению Федерации и республик относилось установление общих принципов бюджетной системы, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург в установлении этих принципов не участвовали. Не имели они также права участвовать и в разграничении государственной собственности на своих территориях на федеральную и собственность соответствующего субъекта, хотя такое право республик было зафиксировано.
Дискриминация в отношении краев и областей была столь очевидна, что Договор Федерации с ними уже с момента его подписания был дополнен протоколом, несколько уравнивавшим в правах края и области с республиками. Но до принятия новой Конституции неравенство прав субъектов Федерации сохранялось. Края, области, города федерального значения, как и автономная область и автономные округа, например, до принятия новой Конституции так и не получили права совместно с Федерацией участвовать в определении режима пограничных зон. Законодательный орган Российской Федерации был обязан рассматривать предложения республик по направленным им законопроектам по предметам совместного ведения, но в то же время не должен был рассматривать предложения краев, областей и автономий.
Федеративный договор не гарантировал субъектам Российской Федерации равные права. А это означает, что он не возлагал на них и равную ответственность за их действия. Более того, не обеспечивая субъектам Федерации равные права и не устанавливая для них равную же ответственность перед их гражданами, Федеративный договор узаконивал неравенство граждан России, полнота их прав и ответственность за принимаемые ими решения ставились в прямую зависимость от их проживания в республике, области.
Таким образом, включение в Конституцию нормы о том, что положение о совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов в равной мере распространяется на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа, имеет принципиальное значение. Наконец, в нашей стране субъекты Российской Федерации поставлены в равные правовые условия. А это нужно для того, чтобы переключить их органы власти с борьбы за права и привилегии на целенаправленную деятельность по развитию экономики и, следовательно, повышению уровня жизни проживающих на их территориях граждан.
Категории статей
В данной инструкции речь пойдет о дереве категорий статей, которое располагается слева от каталога статей.
На сайте созданные категории будут выводиться в меню “Разделы”. Посетитель сможет выбрать необходимый раздел и перейти к списку статей именно из этой категории.
Добавить категорию
Для того чтобы создать новую родительскую категорию, нажмите кнопку “Добавить”, находящуюся над деревом.
В открывшемся окне создания категории вам будет необходимо:
- На вкладке “Основное” – указать название для категории и задать параметры отображения (показывать или скрывать категорию на сайте).
- На вкладке “ЧПУ” – указать адрес статьи на сайте. Подробнее об адресах и ЧПУ читайте по ссылке. Если вы не укажете ЧПУ для статьи, система автоматически использует название статьи и подставит его в качестве адреса в соответствии с правилами автоматической генерации и использования алфавитов, заданными в разделе настроек CMS.
- На вкладке “SEO-параметры” – задать мета-теги статьи (H1, TITLE, DESCRIPTION, KEYWORDS), а также задать параметры индексации (разрешать/запрещать индексировать страницу, а также разрешать/запрещать поисковым ботам переходить по ссылкам на странице) и мета-теги социальных сетей.
После указания всех необходимых параметров нажмите “Сохранить и закрыть”.
Сортировать категории
Чтобы сортировать категории между собой, наведите курсор на иконку с изображением папки рядом с категорией, зажмите левую кнопку мыши и перетащите категорию на нужную позицию.
Далее система предложит вам сохранить установленный порядок сортировки. Нажмите кнопку “Сохранить” над списком категорий (или кнопку отмены, если хотите сбросить последние изменения).
Переход к категории
Чтобы просмотреть статьи из какой-либо категории в списке, просто нажмите на ее название в дереве – в каталоге статей выведутся только статьи из выбранной вами категории.
Кроме того, вы можете перейти к списку статей, не закрепленных ни за одной из категорий (Все без категорий) или же к списку всех статей в ленте (Все).
Удалить все категории
Вы можете удалить все категории в разделе. Для этого просто раскройте список дополнительных функций и выберите операцию “Удалить все категории”.
Система запросит подтверждение. Нажмите “Да”, если уверены, что хотите удалить все категории.
Свернуть/развернуть все ветки
Вы можете свернуть/развернуть все ветки категорий.
- Чтобы отобразить все дочерние категории всех уровней вложенности, нажмите на кнопку “Раскрыть” над деревом категорий.
- Чтобы свернуть все ветки до уровня родительских категорий, нажмите на кнопку “Скрыть”.
Скрыть/отобразить дерево
Чтобы скрыть дерево категорий, нажмите на кнопку ” “.
Операции с категориями
С любой из категорий в дереве вы можете осуществлять ряд операций. Для этого сперва наведите курсор на кнопку меню рядом с названием папки. Отобразится иконка с изображением шестеренки.
Нажмите на шестеренку и в открывшемся меню выберите нужную операцию:
- Добавить подкатегорию – откроется окно создания новой категории, дочерней по отношению к той, из меню которой вы перешли к созданию данной подпапки. Задайте параметры и сохраните – дочерняя категория будет добавлена.
- Изменить – откроется окно редактирования выбранной категории, где вы при необходимости можете изменить название, ЧПУ и SEO-параметры.
- Копировать – в дерево будет добавлена пустая копия выбранной категории (самой последней в списке категорий).
- Копировать ветку – с помощью этой функции вы можете скопировать не просто категорию, но целую ветку категорий со всеми вложенными в нее дочерними подкатегориями.
- Удалить – данная операция позволяет удалить категорию из дерева (привязанные к ней статьи не будут удалены, а просто отвяжутся от удаленной категории).
- Свойства – вы можете выбрать параметры отображения для категорий (отобразить, скрыть без доступа, скрыть с доступом по ссылке).
- Посмотреть на сайте – перейти на страницу категории на сайте.
- ID категории – при необходимости вы можете узнать и скопировать номер категории, нажав на данный пункт в меню операций.
Перейти к категории на сайте
Помимо соответствующего пункта меню вы можете воспользоваться иконкой перехода в дереве категорий – после нажатия на нее страница категории будет открыта в новой вкладке.
Скопировать ID
Нажмите на идентификатор категории, чтобы скопировать ID в буфер обмена.
Поиск по категориям
Чтобы найти необходимую вам категорию, раскройте список над деревом категорий, введите в появившуюся поисковую строку запрос и нажмите на кнопку поиска.
Общие вопросы – все статьи категории – страница 72
Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами
Б) федеральные фонды регионального развития
В) осуществление мер по борьбе с катастрофами
Г) судоустройство, прокуратура
1) только федеральный центр
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Полномочия федерального центра (сфера ведения Российской Федерации) определяются российским законодательством в соответствии с распространенными в мировой практике тенденциями. Внешнеполитическая сфера, международные отношения, вопросы национальной безопасности относятся преимущественно к компетенции центра.
В ведении федерального центра находятся внешняя политика и международные отношения, заключение международных договоров, внешнеэкономические отношения, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Федеральный центр ведает вопросами обороны и безопасности, войны и мира, оборонного производства, продажи и покупки оружия и т.п. К сфере совместного ведения отнесены частные вопросы внешней политики, которые могут затрагивать интересы регионов. Это — координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, выполнение международных договоров, режим пограничных зон.
Федеральное законодательство, устройство федеральной власти, функционирование России как единой территориально-политической системы находятся в исключительной компетенции центра. При этом регионы имеют свои полномочия, позволяющие конкретизировать параметры региональной государственной власти и местного самоуправления в зависимости от региональной специфики.
В ведении федерации находится принятие и изменение российской конституции и федеральных законов. Федеральный центр устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, определяет порядок их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти. В его ведении — федеральная государственная служба. Именно центр отвечает за федеративное устройство и территорию России (что подразумевает сохранение федерализма и территориальной целостности).
Вопросы российского гражданства также находятся в исключительном ведении федерации (что исключает серьезную постановку вопроса о гражданстве отдельных республик, если с этим не согласится центр)”.
В ведении центра находятся и такие вопросы, как регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств. Однако часть этих полномочий, связанных с непосредственной защитой гражданских прав, имеет отношение к регионам. В сферу совместного ведения входит защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. К совместному ведению также относится защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
В сфере совместного ведения находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. На практике это значит, что регионы имеют возможность правового регулирования региональной государственной власти и системы местного самоуправления, при том, что общие принципы их организации (общефедеральные стандарты) могут быть установлены с помощью федеральных законов.
В сферу совместного ведения также включено обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов конституции и федеральным законам. Вопросы приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным решаются и на региональном уровне, поскольку именно регионы должны привести свои нормативные акты в должное соответствие.
Особенностью России является высокая степень централизации судебной власти и прокурорского надзора, а также ряда связанных с ними сфер законодательства.
В соответствии с Конституцией в компетенции центра находятся судоустройство и прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности, федеральное коллизионное право.
К сфере совместного ведения отнесены административное и административно-процессуальное законодательство, адвокатура и нотариат. Важным способом влияния регионов является отнесение к сфере совместного ведения кадров судебных и правоохранительных органов, что на практике предполагает те или иные формы согласования назначений.
Инфраструктура и стратегические вопросы экономики. Федеральный центр оставляет за собой принципиально важные с точки зре ния общенациональных интересов объекты инфраструктуры, энергетики и т.п.
К исключительному ведению центра отнесены федеральные энергетические системы и ядерная энергетика, федеральный транспорт, пути сообщения и связь. Федеральный центр определяет стандарты и эталоны, в частности метрическую систему и исчисление времени, официальный статистический и бухгалтерский учет. В его ведении находятся метеорологическая служба, геодезия и картография, наименования географических объектов. Центр регулирует российскую активность в космосе.
В то же время используемая в Конституции постановка вопроса делает возможным создание региональных систем транспорта, связи и иной инфраструктуры, которые, соответственно, оказываются в ведении регионов.
Наиболее сложным и потенциально конфликтным вопросом является разграничение полномочий в сфере экономики и в социальной сфере.
К исключительному ведению федерального центра относится создание наиболее общих “правил игры” в экономике и управление федеральными экономическими активами: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; федеральная государственная собственность и управление ею; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.
К совместному ведению отнесены следующие вопросы: разграничение государственной собственности (что предполагает наличие региональной государственной собственности наряду с федеральной государствен ной собственностью); установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; законодательство об охране окружающей среды, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, охрана памятников истории и культуры; трудовое законодательство; жилищное законодательство; социальная защита, включая социальное обеспечение; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; семейное законодательство, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства.
Особенностью современного российского законодательства является продолжающаяся конкретизация полномочий, входящих в сферу совместного ведения. С этой сферой связаны основные конфликты. В ситуации слабого регионального влияния на федеральном уровне федеральный центр проводил с начала 2000-х гг. политику конкретизации и перераспределения полномочий в сфере совместного ведения в свою пользу.
Ярким примером стала отмена в 2004 г. «правила двух ключей», присутствовавшего в прежней редакции федерального закона «О недрах». В соответствии с законом лицензия на добычу полезных ископаемых ранее подписывалась на федеральном уровне и главой региональной исполнительной власти (поскольку законодательство о недрах находится в сфере совместного ведения). В результате отмены «правила двух ключей» участие региональных властей в лицензировании добычи ценных полезных ископаемых (углеводородное сырье, металлические руды) стало очень ограниченным (решение принимается на федеральном уровне, региональные представители входят в состав государственной комиссии), и их основные полномочия свелись к лицензированию добычи общераспространенных полезных ископаемых (месторождения строительных материалов и т. п.).
Некоторые региональные лидеры в этой ситуации считают необходимым отказаться от сферы совместного ведения и четко определить, какие полномочия относятся к федеральным, а какие — к региональным (с такими предложениями, в частности, выступал президент Татарстана М. Шаймиев). Конфликты, связанные с фактическим переделом сферы совместного ведения и ущемлением региональных интересов, могут привести в перспективе к принципиальному изменению ситуации в случае конституционной реформы. Одним из возможных выходов может стать переход к установочному принципу по индийскому образцу. При сохранении либерального принципа может быть использован вариант, не предполагающий наличия сферы совместного ведения, но с расширением и детализацией полномочий федерального центра за счет тех полномочий, которые уже фактически относятся к его ведению в рамках предусмотренного конституцией совместного ведения.
Другой важной тенденцией является фактический раздел сферы совместного ведения на две части в соответствии с поправками к закону «Об общих принципах. », принятыми в июле 2003 г. Причиной для такого раздела стало введение принципов финансирования предметов ведения. Закон делит предметы совместного ведения на те, которые финансируются за счет субвенций из федерального бюджета, и те, которые самостоятельно финансируются регионами. К числу самостоятельно финансируемых регионами отнесен 41 предмет. Все остальные предметы совместного ведения финансируются из федерального бюджета. В 2004 г. было проведено изменение и уточнение данного законодательства. Определенная централизация полномочий произошла во второй половине 2004 г. в связи с принятием федерального закона № 122 (который принято называть законом о «монетизации льгот»).
В 2005 г. наметилась обратная тенденция: отдельные федеральные чиновники при поддержке региональных лидеров стали выступать за передачу некоторых «частных» экономических полномочий региональным властям. В инициативах представителя президента в Южном федеральном округе Д. Козака речь шла о передаче регионам 48 из 58 функций, исполняемых федеральными структурами на местах, с одновременной передачей необходимых субвенций из федерального бюджета. В частности, говорилось об управлении недрами, водными и лесными ресурсами, землеустройством, контроле, надзоре и государственных услугах в сфере занятости, образования и здравоохранения, экологическом надзоре, содержании и эксплуатации федеральных автодорог и др. При таком подходе за федеральным центром остались бы на региональном уровне только силовые структуры, территориальные управления Центробанка, почтовая служба.
В целом практика «тонкой настройки» отношений между центром и регионами через перераспределение полномочий в сфере совместного ведения может быть постоянной. Можно привести два важных примера из законодательной практики одного только 2004 г.
• В 2004 г. многие детали разграничения конкретных полномочий между центром и регионами были уточнены или изменены с помощью закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закон о «монетизации льгот» № 122-ФЗ).
• В самом конце 2004 г. был принят закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований».
В продолжение этой тенденции в 2005 г. рабочая группа Госсовета представила доклад «О совершенствовании механизма федеративных отношений». В частности, в нем были перечислены конкретные полномочия, которые предлагалось закрепить за субъектами федерации (список более ста полномочий). Далее, в конце 2005 г. был принят федеральный закон, который передал регионам длинный список полномочий.
Таким образом, процесс перераспределения полномочий между центром и регионами, а также формулирования новых полномочий (и их отнесения к тому или иному уровню власти) в процессе совершенствования российского законодательства может быть постоянным.
А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами —совместно федеральный центр и субъекты РФ.
Б) федеральные фонды регионального развития — только федеральный центр.
В) осуществление мер по борьбе с катастрофами — совместно федеральный центр и субъекты РФ.
Г) судоустройство, прокуратура — только федеральный центр.
Д) федеральная государственная собственность и управление ею — только федеральный центр.
Категории водительских прав
Водительское удостоверение за последние несколько лет видоизменялось. Если ранее категории подразделялись просто на «мотоцикл», «легковой авто», «грузовик», «автобус» и управление прицепом, то теперь их спектр стал шире. Категории получили подразделение на подкатегории.
В этой статье мы поможем новичкам и опытным водителям освоиться в водительских удостоверениях современного образца.
Содержание
- Описание категорий водительских прав
- Категория прав для управления автомобилем
- Категория прав для общественного транспорта
Описание категорий водительских прав
Двухколёсный транспорт делится на три категории:
- М – мопеды;
- А1 – легкие мотоциклы;
- А – мотоциклы.
Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.
Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».
Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.
Категория прав для управления автомобилем
Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.
Перед заключением договора купли-продажи также советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета
К категории В добавилась В1 – управление трициклом и категория Е – прицеп, только вот в 2021 году эти две категории, если на них выучиться, «слипаются» вместе. Таким образом, водитель машины с прицепом должен иметь права категории ВЕ.
Те, кто обладают водительским удостоверением и водят, знают, что таблица категорий водительских прав, расчерченная на обратной стороне карточки, куда более широкая.
Всего в 2021 году водительское удостоверение в России насчитывает 16 доступных категорий, часть из которых нельзя назвать вполне «гражданскими» и доступны только курсантам, обучающимся на управление общественным транспортом.
В разряд «автомобилей», только потяжелее, также входят грузовики и автобусы. Если раньше для них существовало лишь две категории – С и D, то теперь их также «раздробили». Грузовики от 3,5 тонн попали в категории С, авто от 3,5 до 7,5 тонн оказались в С1 – средние грузовики, также отдельной категорией вынесли СЕ и С1Е – то же самое, только с прицепом.
Важное замечание и отличие: открытая категория С не позволяет управлять небольшими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми машинами.
Категория прав для общественного транспорта
Категория D обозначает право управления автобусом. В 2021 году появились новые категории, подразделяющие автобусы на подвиды, а также позволяющие управлять трамваем или троллейбусом:
- D1 – небольшие автобусы;
- DE – автобусы с прицепом;
- D1E – небольшие автобусы с прицепом;
- Tm – трамваи;
- Tb – троллейбусы.
В категорию «небольших автобусов» попадают транспортные средства, которые в народе принято называть «маршрутными такси». Это автомобили вроде «Газели» или «Хёндэ Богдан», которые вмещают 12-15 пассажиров.
Трамвай и троллейбус лишь недавно вынесли в отдельную категорию, ранее информацию о праве управления данными видами транспортных средств указывали.