Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.)
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
Информация об изменениях:
Пункт “г” изменен с 4 июля 2020 г. – Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ
г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти*;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
Информация об изменениях:
Пункт “е” изменен с 4 июля 2020 г. – Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования*;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
Информация об изменениях:
Пункт “и” изменен с 4 июля 2020 г. – Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность*;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Пункт “м” изменен с 4 июля 2020 г. – Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных*;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Пункт “о” изменен с 6 февраля 2014 г. – Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(14);
п) федеральное коллизионное право;
Информация об изменениях:
Пункт “р” изменен с 4 июля 2020 г. – Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ
р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет*;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Пункт “т” изменен с 4 июля 2020 г. – Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ
т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации*.
ЕГЭ. Обществознание. Конституция РФ. Статьи 71-72. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ.
В заданиях ЕГЭ часто бывают вопросы, связанные с разграничением полномочий между РФ и её субъектами. Статьи 71 и 72 Конституции РФ посвящены тому, что находится в ведении РФ, а что в совместном ведении с субъектами. Вспомним эти статьи, на ряде примеров посмотрим, как выполнять задания , связанные с данной темой.
Статья 71. В ведении РФ находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(13);
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
Статья 72.В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
- Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Как легко запомнить данный материал?
Помните, что есть вопросы ,которые могут находиться только в ведении РФ. Среди них наиболее важные:
- Изменение Конституции РФ
- Конституционные и федеральные законы
- Правовые основы всех сторон жизни общества
- Оборона страны
- Денежная система
- Границы субъектов РФ
- Государственные награды РФ и другие.
В совместном же ведение находятся те вопросы, которые должны решаться конкретно на местах, с учётом местных проблем, но с опорой на федеральные законы.
Среди них наиболее важные:
- Владение собственностью, ресурсами, находящимися на территории субъектов
- Образование, здравоохранение, спорт. культура
- Организация органов государственной власти и местного самоуправления и др.
Подсказка: в совместном ведении находятся те вопросы, которые должны решаться именно на местах, но с опорой на федеральные законы.
Примеры заданий на ЕГЭ по данной теме
Пример № 1.
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) федеральные налоги и сборы
В) оборона и безопасность
Г) разграничение государственной собственности
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Пример № 2
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) кадры судебных и правоохранительных органов
B) внешняя политика и международные отношения РФ
Г) денежная эмиссия
Д) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Пример № 3
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации
B) установление правовых основ единого рынка
Г) установление общих принципов организации системы органов
Д) определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Пример № 4
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства
B) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование
Г) разграничение государственной собственности
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Пример № 5
Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Б) установление правовых основ единого рынка
B) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами
Г) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий
2) совместное ведение РФ и субъектов Федерации
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
1 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Категории статей
В данной инструкции речь пойдет о дереве категорий статей, которое располагается слева от каталога статей.
На сайте созданные категории будут выводиться в меню “Разделы”. Посетитель сможет выбрать необходимый раздел и перейти к списку статей именно из этой категории.
Добавить категорию
Для того чтобы создать новую родительскую категорию, нажмите кнопку “Добавить”, находящуюся над деревом.
В открывшемся окне создания категории вам будет необходимо:
- На вкладке “Основное” – указать название для категории и задать параметры отображения (показывать или скрывать категорию на сайте).
- На вкладке “ЧПУ” – указать адрес статьи на сайте. Подробнее об адресах и ЧПУ читайте по ссылке. Если вы не укажете ЧПУ для статьи, система автоматически использует название статьи и подставит его в качестве адреса в соответствии с правилами автоматической генерации и использования алфавитов, заданными в разделе настроек CMS.
- На вкладке “SEO-параметры” – задать мета-теги статьи (H1, TITLE, DESCRIPTION, KEYWORDS), а также задать параметры индексации (разрешать/запрещать индексировать страницу, а также разрешать/запрещать поисковым ботам переходить по ссылкам на странице) и мета-теги социальных сетей.
После указания всех необходимых параметров нажмите “Сохранить и закрыть”.
Сортировать категории
Чтобы сортировать категории между собой, наведите курсор на иконку с изображением папки рядом с категорией, зажмите левую кнопку мыши и перетащите категорию на нужную позицию.
Далее система предложит вам сохранить установленный порядок сортировки. Нажмите кнопку “Сохранить” над списком категорий (или кнопку отмены, если хотите сбросить последние изменения).
Переход к категории
Чтобы просмотреть статьи из какой-либо категории в списке, просто нажмите на ее название в дереве – в каталоге статей выведутся только статьи из выбранной вами категории.
Кроме того, вы можете перейти к списку статей, не закрепленных ни за одной из категорий (Все без категорий) или же к списку всех статей в ленте (Все).
Удалить все категории
Вы можете удалить все категории в разделе. Для этого просто раскройте список дополнительных функций и выберите операцию “Удалить все категории”.
Система запросит подтверждение. Нажмите “Да”, если уверены, что хотите удалить все категории.
Свернуть/развернуть все ветки
Вы можете свернуть/развернуть все ветки категорий.
- Чтобы отобразить все дочерние категории всех уровней вложенности, нажмите на кнопку “Раскрыть” над деревом категорий.
- Чтобы свернуть все ветки до уровня родительских категорий, нажмите на кнопку “Скрыть”.
Скрыть/отобразить дерево
Чтобы скрыть дерево категорий, нажмите на кнопку ” “.
Операции с категориями
С любой из категорий в дереве вы можете осуществлять ряд операций. Для этого сперва наведите курсор на кнопку меню рядом с названием папки. Отобразится иконка с изображением шестеренки.
Нажмите на шестеренку и в открывшемся меню выберите нужную операцию:
- Добавить подкатегорию – откроется окно создания новой категории, дочерней по отношению к той, из меню которой вы перешли к созданию данной подпапки. Задайте параметры и сохраните – дочерняя категория будет добавлена.
- Изменить – откроется окно редактирования выбранной категории, где вы при необходимости можете изменить название, ЧПУ и SEO-параметры.
- Копировать – в дерево будет добавлена пустая копия выбранной категории (самой последней в списке категорий).
- Копировать ветку – с помощью этой функции вы можете скопировать не просто категорию, но целую ветку категорий со всеми вложенными в нее дочерними подкатегориями.
- Удалить – данная операция позволяет удалить категорию из дерева (привязанные к ней статьи не будут удалены, а просто отвяжутся от удаленной категории).
- Свойства – вы можете выбрать параметры отображения для категорий (отобразить, скрыть без доступа, скрыть с доступом по ссылке).
- Посмотреть на сайте – перейти на страницу категории на сайте.
- ID категории – при необходимости вы можете узнать и скопировать номер категории, нажав на данный пункт в меню операций.
Перейти к категории на сайте
Помимо соответствующего пункта меню вы можете воспользоваться иконкой перехода в дереве категорий – после нажатия на нее страница категории будет открыта в новой вкладке.
Скопировать ID
Нажмите на идентификатор категории, чтобы скопировать ID в буфер обмена.
Поиск по категориям
Чтобы найти необходимую вам категорию, раскройте список над деревом категорий, введите в появившуюся поисковую строку запрос и нажмите на кнопку поиска.
Категории
Содержание
- 1 Категоризация
- 1.1 Добавление статьи в категорию
- 1.2 Общие положения
- 1.3 Для статей
- 1.4 Страница категории
- 1.5 Для подкатегорий
Категоризация
— это процесс структирования схожих статей по темам. Категории (наряду со списками, обзорными шаблонами и др.) помогают читателям находить информацию, даже в тех случаях, когда они не знают, как искомая тема называется, или сомневаются в том, что она вообще присутствует в Википедии. Сами категории внешне представляют из себя оглавления, где их содержание отсортировано по алфавиту.
Добавление статьи в категорию
Статья из любого пространства имён может быть включена в любую категорию путём добавления тега-ссылки на страницу категории, образованного добавлением к имени категории ключевого слова Категория:, например:
Это соответствует ссылке на соответствующую страницу категории, располагающуюся в пространстве имён категорий.
Страница может быть внесена больше чем в одну категорию — нужно просто добавить несколько тегов. При просмотре отредактированной страницы эти ссылки отображаются не в основном тексте, а на полях страницы, в позиции, жёстко заданной используемым скином (внизу при использовании Monobook, справа вверху — при использовании Standart). В противоположность автоматической сортировке списков категорий (см. ниже), список категорий на странице располагается в порядке следования соответствующих тегов.
Изображение добавляется в категорию при внесении её страницы описания.
Общие положения
Категории как один из ключевых способов организации информации в Энциклопедии следует добавлять ко всем типам страниц, которые представлены в Википедии, но при этом есть некоторые ограничения по форме и обьему категоризации.
Для статей
Статьи являются основным продуктом работы Энциклопедии, и грамотная категоризация очень важна для них. Наличие хотя бы одной категории в статье обязательно, по нескольким причинам: во-первых, это чуть ли не единственный способ найти информацию, не зная, как называется искомая статья, во-вторых, это значительно ускоряет внесение статьи в индекс поисковых систем, что опять увеливает доступность статьи для читателей, ну и в-третьих, категоризация сама по себе — очень удобный способ структурирования информации.
При этом есть определенные ограничения на количество категорий, в которые может быть внесена статья. Следует использовать наиболее конкретные категории. Если статья подходит по смыслу для категории А и её подкатегории Б, то её, как правило, следует включать только в Б. Исключением может быть тот случай, когда статья значима и для всей категории А (как правило, это обзорные статьи).
Страница категории
Страница категории содержит текст описания, который может быть отредактирован так же, как и любая другая страница; однако при просмотре страницы на ней также отображаются автоматически создаваемые, упорядоченные по алфавиту списки ссылок на все присутствующие в ней страницы и подкатегории.
Новые категории могут быть итак же, как и обычные страницы.Однако при просмотре к ним в конец будут добавлены автоматически создаваемые списки. Вы можете внести страницу в категорию путём добавления «[[Категория:Имя категории]]» в её исходный текст.
Страница категории содержит:
- текст описания, который может быть отредактирован;
- список подкатегорий и их количество; если подкатегории отсутствуют, то данный раздел не отображается;
- список страниц, включенных в данную категорию, кроме подкатегорий и изображений; их количество, называемое «числом статей»; если категория пуста, то отображается заголовок и строка «Категория пуста»
- список изображений с картинками предпросмотра (подсчёт количества не ведётся); если имя изображения длиннее 20 символов, оно обрезается и дополняется троеточием; в отличие от второй и третьей секции, рубрикации по первым буквам имени не происходит; также отсутствует подзаголовок, отделяющий этот раздел от раздела статей.
Для подкатегорий
Если страница, внесённая в категорию, сама является категорией, она образует подкатегорию.
Например, вы можете редактировать Категория:Альпинизм и добавить в неё ссылку на Категория:Горы. Категория «Альпинизм» станет подкатегорией категории «Горы».
Если для статей основополагающее правило «если что-то существенное в статье относится к теме такой-то категории, то статью следует поставить в эту категорию», то для подкатегорий правила несколько иные.
Подкатегории следует подбирать так, чтобы во всём дереве каждой категории не было ни одной статьи, которая к ней не относится. Таким образом, категория А может стать подкатегорией в категории Б только в том случае, если все её статьи и подкатегории всех уровней не выходят за рамки категории Б.
Возможна ситуация, когда две категории пересекаются, имеют общую область. В таких случаях бывает удобно создать категорию, объединяющую область их наложения. Например, Категория:Альпинизм и Категория:Скалолазание могут иметь много общих статей, но нельзя помещать ни одну из них в другую. Вместо этого логично создать Категория:горы, которую поместить в обе исходные категории, и все статьи из пересекающихся областей помещать в эту гибридную категорию.
Содержимое доступно в соответствии с GNU Free Documentation License.
Можно пользоваться разделом справки в википедии. Эта информация актуальна и для нашей энциклопедии, поскольку мы основываемся на схожих принципах и идентичном программном обеспечении.
Общие вопросы – все статьи категории – страница 71
Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти РФ, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами
Б) федеральные фонды регионального развития
В) осуществление мер по борьбе с катастрофами
Г) судоустройство, прокуратура
1) только федеральный центр
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Полномочия федерального центра (сфера ведения Российской Федерации) определяются российским законодательством в соответствии с распространенными в мировой практике тенденциями. Внешнеполитическая сфера, международные отношения, вопросы национальной безопасности относятся преимущественно к компетенции центра.
В ведении федерального центра находятся внешняя политика и международные отношения, заключение международных договоров, внешнеэкономические отношения, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Федеральный центр ведает вопросами обороны и безопасности, войны и мира, оборонного производства, продажи и покупки оружия и т.п. К сфере совместного ведения отнесены частные вопросы внешней политики, которые могут затрагивать интересы регионов. Это — координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, выполнение международных договоров, режим пограничных зон.
Федеральное законодательство, устройство федеральной власти, функционирование России как единой территориально-политической системы находятся в исключительной компетенции центра. При этом регионы имеют свои полномочия, позволяющие конкретизировать параметры региональной государственной власти и местного самоуправления в зависимости от региональной специфики.
В ведении федерации находится принятие и изменение российской конституции и федеральных законов. Федеральный центр устанавливает систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, определяет порядок их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти. В его ведении — федеральная государственная служба. Именно центр отвечает за федеративное устройство и территорию России (что подразумевает сохранение федерализма и территориальной целостности).
Вопросы российского гражданства также находятся в исключительном ведении федерации (что исключает серьезную постановку вопроса о гражданстве отдельных республик, если с этим не согласится центр)”.
В ведении центра находятся и такие вопросы, как регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств. Однако часть этих полномочий, связанных с непосредственной защитой гражданских прав, имеет отношение к регионам. В сферу совместного ведения входит защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. К совместному ведению также относится защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
В сфере совместного ведения находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. На практике это значит, что регионы имеют возможность правового регулирования региональной государственной власти и системы местного самоуправления, при том, что общие принципы их организации (общефедеральные стандарты) могут быть установлены с помощью федеральных законов.
В сферу совместного ведения также включено обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов конституции и федеральным законам. Вопросы приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным решаются и на региональном уровне, поскольку именно регионы должны привести свои нормативные акты в должное соответствие.
Особенностью России является высокая степень централизации судебной власти и прокурорского надзора, а также ряда связанных с ними сфер законодательства.
В соответствии с Конституцией в компетенции центра находятся судоустройство и прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности, федеральное коллизионное право.
К сфере совместного ведения отнесены административное и административно-процессуальное законодательство, адвокатура и нотариат. Важным способом влияния регионов является отнесение к сфере совместного ведения кадров судебных и правоохранительных органов, что на практике предполагает те или иные формы согласования назначений.
Инфраструктура и стратегические вопросы экономики. Федеральный центр оставляет за собой принципиально важные с точки зре ния общенациональных интересов объекты инфраструктуры, энергетики и т.п.
К исключительному ведению центра отнесены федеральные энергетические системы и ядерная энергетика, федеральный транспорт, пути сообщения и связь. Федеральный центр определяет стандарты и эталоны, в частности метрическую систему и исчисление времени, официальный статистический и бухгалтерский учет. В его ведении находятся метеорологическая служба, геодезия и картография, наименования географических объектов. Центр регулирует российскую активность в космосе.
В то же время используемая в Конституции постановка вопроса делает возможным создание региональных систем транспорта, связи и иной инфраструктуры, которые, соответственно, оказываются в ведении регионов.
Наиболее сложным и потенциально конфликтным вопросом является разграничение полномочий в сфере экономики и в социальной сфере.
К исключительному ведению федерального центра относится создание наиболее общих “правил игры” в экономике и управление федеральными экономическими активами: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; федеральная государственная собственность и управление ею; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.
К совместному ведению отнесены следующие вопросы: разграничение государственной собственности (что предполагает наличие региональной государственной собственности наряду с федеральной государствен ной собственностью); установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; законодательство об охране окружающей среды, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, охрана памятников истории и культуры; трудовое законодательство; жилищное законодательство; социальная защита, включая социальное обеспечение; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; семейное законодательство, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства.
Особенностью современного российского законодательства является продолжающаяся конкретизация полномочий, входящих в сферу совместного ведения. С этой сферой связаны основные конфликты. В ситуации слабого регионального влияния на федеральном уровне федеральный центр проводил с начала 2000-х гг. политику конкретизации и перераспределения полномочий в сфере совместного ведения в свою пользу.
Ярким примером стала отмена в 2004 г. «правила двух ключей», присутствовавшего в прежней редакции федерального закона «О недрах». В соответствии с законом лицензия на добычу полезных ископаемых ранее подписывалась на федеральном уровне и главой региональной исполнительной власти (поскольку законодательство о недрах находится в сфере совместного ведения). В результате отмены «правила двух ключей» участие региональных властей в лицензировании добычи ценных полезных ископаемых (углеводородное сырье, металлические руды) стало очень ограниченным (решение принимается на федеральном уровне, региональные представители входят в состав государственной комиссии), и их основные полномочия свелись к лицензированию добычи общераспространенных полезных ископаемых (месторождения строительных материалов и т. п.).
Некоторые региональные лидеры в этой ситуации считают необходимым отказаться от сферы совместного ведения и четко определить, какие полномочия относятся к федеральным, а какие — к региональным (с такими предложениями, в частности, выступал президент Татарстана М. Шаймиев). Конфликты, связанные с фактическим переделом сферы совместного ведения и ущемлением региональных интересов, могут привести в перспективе к принципиальному изменению ситуации в случае конституционной реформы. Одним из возможных выходов может стать переход к установочному принципу по индийскому образцу. При сохранении либерального принципа может быть использован вариант, не предполагающий наличия сферы совместного ведения, но с расширением и детализацией полномочий федерального центра за счет тех полномочий, которые уже фактически относятся к его ведению в рамках предусмотренного конституцией совместного ведения.
Другой важной тенденцией является фактический раздел сферы совместного ведения на две части в соответствии с поправками к закону «Об общих принципах. », принятыми в июле 2003 г. Причиной для такого раздела стало введение принципов финансирования предметов ведения. Закон делит предметы совместного ведения на те, которые финансируются за счет субвенций из федерального бюджета, и те, которые самостоятельно финансируются регионами. К числу самостоятельно финансируемых регионами отнесен 41 предмет. Все остальные предметы совместного ведения финансируются из федерального бюджета. В 2004 г. было проведено изменение и уточнение данного законодательства. Определенная централизация полномочий произошла во второй половине 2004 г. в связи с принятием федерального закона № 122 (который принято называть законом о «монетизации льгот»).
В 2005 г. наметилась обратная тенденция: отдельные федеральные чиновники при поддержке региональных лидеров стали выступать за передачу некоторых «частных» экономических полномочий региональным властям. В инициативах представителя президента в Южном федеральном округе Д. Козака речь шла о передаче регионам 48 из 58 функций, исполняемых федеральными структурами на местах, с одновременной передачей необходимых субвенций из федерального бюджета. В частности, говорилось об управлении недрами, водными и лесными ресурсами, землеустройством, контроле, надзоре и государственных услугах в сфере занятости, образования и здравоохранения, экологическом надзоре, содержании и эксплуатации федеральных автодорог и др. При таком подходе за федеральным центром остались бы на региональном уровне только силовые структуры, территориальные управления Центробанка, почтовая служба.
В целом практика «тонкой настройки» отношений между центром и регионами через перераспределение полномочий в сфере совместного ведения может быть постоянной. Можно привести два важных примера из законодательной практики одного только 2004 г.
• В 2004 г. многие детали разграничения конкретных полномочий между центром и регионами были уточнены или изменены с помощью закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (закон о «монетизации льгот» № 122-ФЗ).
• В самом конце 2004 г. был принят закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований».
В продолжение этой тенденции в 2005 г. рабочая группа Госсовета представила доклад «О совершенствовании механизма федеративных отношений». В частности, в нем были перечислены конкретные полномочия, которые предлагалось закрепить за субъектами федерации (список более ста полномочий). Далее, в конце 2005 г. был принят федеральный закон, который передал регионам длинный список полномочий.
Таким образом, процесс перераспределения полномочий между центром и регионами, а также формулирования новых полномочий (и их отнесения к тому или иному уровню власти) в процессе совершенствования российского законодательства может быть постоянным.
А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами —совместно федеральный центр и субъекты РФ.
Б) федеральные фонды регионального развития — только федеральный центр.
В) осуществление мер по борьбе с катастрофами — совместно федеральный центр и субъекты РФ.
Г) судоустройство, прокуратура — только федеральный центр.
Д) федеральная государственная собственность и управление ею — только федеральный центр.
Вопросы исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов (страница 2)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
[begin
Для выполнения данного задания необходимо знать, какие вопросы находятся в ведении Российской Федерации (Конституция РФ, статья 71), а какие вопросы — в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (Конституция РФ, статья 72).
Статья 71
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
Статья 72
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Каким с точки зрения SEO должен быть раздел статей на сайте интернет-магазина для эффективной контент-стратегии?
Екатерина Киясова – SEO специалист AdIndex.ua рассказывает как интернет-магазину создать эффективный блог и улучшить SEO-карму
Сразу хотим условиться, что в статье речь пойдет о том самом разделе интернет-магазина, который еще называют: Блог, “Статьи”, информационный, статейный или информационно-статейный раздел.
Данная статья посвящена разделу сайта, который наполняется полезными для пользователей статьями, обзорами, советами по выбору, эксплуатации и прочим нужным контентом, без которого сегодня интернет-магазин уже сложно представить.
Итак, блог интернет-магазина: руководство по реализации эффективного статейного раздела.
Создание и ведение статейного раздела на сайте запускается как часть стратегии контент-маркетинга. Причин, почему стоит задействовать статейный раздел, несколько – это и охват низкочастотных, информационных запросов, по которым в выдаче не показываются основные коммерческие посадочные страницы сайта, и улучшение позиций интернет-магазина в поисковой выдаче, также за счет непрерывного обновления контента повышается доверие со стороны поисковых систем и т.д.
Но в качестве конечных целей выделим три основные, достижение которых обеспечивает развитие раздела Блог на сайте интернет-магазина:
- Рост трафика – привлечение дополнительной целевой аудитории на сайт;
- Улучшение ранжирования сайта в поисковой выдаче за счет непрерывного обновления сайта уникальным, интересным, качественным контентом;
- Экспертное позиционирование – формирование статуса лидера в своей нише.
Важно отметить, что блог это не просто отдельно существующий своей обособленной жизнью раздел на сайте, ссылка на главную страницу которого размещена где-то с краю в меню, footer’е или header’е. Этого будет недостаточно, чтобы статейный раздел приносил пользу интернет-магазину.
Блог и основная коммерческая часть на сайте – единый организм. Статьи блога должны дополнять, оживлять, делать более человеколюбивой коммерческую страницу сайта.
Рассмотрим на примере фрагмента из жизни двух таких похожих, но таких разных товарных страниц одного интернет-магазина.
Контент страницы обычного товарного раздела интернет-магазина содержит конечно же листинг с товарами, короткие описания к ним, сочные картинки, цены, функционалы фильтрации и сортировки, ну может еще небольшой текст. Пользователю, посетившему интернет-магазин, такая страница говорит: «КУПИ! КУПИ! Некогда объяснять! Скорее фильтруй, сортируй, выбирай, нажми купить!»
А аналогичная страница, но которая дружит с блогом, скажет: «Привет, выбираешь стиральную машину? Понимаю, сложный выбор, товаров то много, разные функции, модификации…Слушай, может почитаешь мои полезные статьи? У меня для тебя есть и советы, и видео обзоры, и сравнения разных производителей. Буду рад, если они помогут тебе определиться с выбором и найти идеальную для тебя машинку ☺»
Вот в этом и есть ключевая разница между эффективным блогом и блогом ради блога.
Для наглядности схематично 2-е эти страницы выглядят приблизительно так…
То есть, блог призван помочь осуществиться продаже, помочь пользователям выбрать, получить ценный совет о товаре. Его полезные статьи обязательно должны быть на страницах сайта там, где они нужны пользователю; там, где посетитель может нуждаться в ответах на возникшие у него при выборе вопросы и сомнения.
У этой истории жизни Блога, помимо визуальной и контентой части, есть и другая сторона – техническая, этап зарождения. Ведь для того, чтобы размещаемый на сайте полезный контент «заработал», непосредственно сама внутренняя организация блога должна этому способствовать.
Как построить такой блог, который бы приносил максимально выгоды: чтобы и покупателям был полезен и в продажах интернет-магазина участвовал?
Раскроем внутреннюю кухню, покажем, как устроен и функционирует эффективный блог изнутри и детально расскажем, что необходимо предусмотреть на этапе технической реализации статейного раздела на сайте.
- Структура блога
- Навигация/вывод и закрепление статей
- Техническая оптимизация
- Перелинковка
- Дополнительные функционалы
Сразу хотим оговорить, что ниже приведенная система создания и оптимизации Блога затрагивает админ. панель сайта – описана логика по внедрению механизмов для настройки вывода и закрепления статей в админку, решение о реализации которых принимается в зависимости от уровня проекта и наличия ресурсов, необходимых для выполнения данных задач.
- Строение Блога
Самая важная часть статейного раздела, как и всего сайта в целом, часто называемая фундаментом – это структура.
Да, Блог тоже должен иметь структуру, при чем повторяющую структуру основной коммерческой часть сайта. Это означает, что, если к примеру интернет-магазин бытовой техники содержит товарные категории «крупная бытовая техника», «встраиваемая бытовая техника» и «мелкая бытовая техника для дома», с соответствующими им подкатегориями, то и блог должен иметь аналогичные, но уже статейные категории и подкатегории.
Такая структура нужна для того, чтобы на коммерческих страницах категорий и подкатегорий обеспечить настройку вывода блока с соответствующими тематике страниц статьями.
То есть, на товарной странице категории «стиральные машины» необходимо обеспечить вывод блока со статьями по теме «стиральные машины».
Если просто, то схематично структура блога выглядит так: